О нас пишут


Об уране из первых уст

Как его только не называли: и «Хранилище ядерных отходов», и «Банк ядерного топлива». Какие только страсти не кипели вокруг него, какие «страшилки» не рождались. Речь идет о Банке низкообогащенного урана МАГАТЭ, размещение которого планируется на территории Ульбинского металлургического завода.

И хотя информация о Банке, о том, что и как в нем будет храниться, широко распространялась в СМИ, для многих устькаменогорцев в этой теме осталось немало «белых пятен». Поэтому еще раз возвращаемся к ней, предоставляя СЛОВО директору по сбыту АО «УМЗ» Александру Ходанову, который является членом межведомственной рабочей группы по данному проекту. 

– Александр Анатольевич, так как все-таки правильно называть этот проект: «Банк ядерного топлива» или «Банк низкообогащенного урана»?
– Правильно называть «Банк низкообогащенного урана», так как во всех официальных документах МАГАТЭ, которые являются юридической основой Банка, говорится именно о создании Банка низкообогащенного урана (НОУ). Это более точное определение, поскольку в нем будет храниться именно низкообогащенный уран в форме гексафторида урана.

– Вы можете пояснить, что значит термин «низкообогащенный уран»? Людям, далеким от ядерной физики, он не совсем понятен.

– Для этого потребуется немного знаний обычной физики. Находящийся в природе уран состоит из трех изотопов: уран-238, уран-235 и уран-234, которые содержатся в нем в строго определенных соотношениях. Особо важное значение для ядерного топливного цикла имеет изотоп урана-235, поскольку именно он используется в качестве топлива в ядерных реакторах. Его массовая доля в природном уране составляет немногим более 0,7 процента. Для того чтобы уран можно было широко применять в атомной энергетике, в научных или военных целях, необходимо увеличить массовую долю изотопа урана-235 в уране, то есть провести технологический процесс его обогащения. Так вот, уран, в котором массовая доля изотопа урана-235 выше 0,7 процентов, называют обогащенным ураном. При этом, если в уране доля изотопа урана-235 не превышает 20 процентов, то это низкообогащенный уран. Именно низкообогащенный уран с долей изотопа урана-235 от двух до пяти процентов широко используется в энергетических ядерных реакторах по всему миру, и именно такой уран в виде гексафторида, обогащением не более 4,95 процентов, будет размещен в Банке НОУ МАГАТЭ. Для информации, в военных целях  используется уран с обогащением по урану-235 около 90 процентов.

– У многих устькаменогорцев до сих пор возникает сомнение: не является ли низкообогащенный уран ядерными отходами?

– Здесь никаких сомнений быть не может, это не ядерные отходы. Гексафторид урана – это исходное сырье для изготовления ядерного топлива, то есть тепловыделяющих сборок. Непосредственно из гексафторида урана получают порошок диоксида урана, из порошка изготавливают топливные таблетки. Затем таблетки помещают в тепловыделяющие сборки, которые загружают в активную зону реактора атомной электростанции.

– Какой объем низкообогащенного урана будет храниться в Банке?

– Максимальный объем не превысит 60 полных цилиндров типа 30В. В натуральном выражении это не более 90 тонн. Хочу отметить, что на УМЗ и сейчас хранится низкообогащенный уран в разных формах. И мы не только храним такой материал, но и перерабатываем его, а также отгружаем потребителям. Причем размеры собственных запасов, необходимых для выполнения производственной программы, в разы превышают те, которые доставит к нам МАГАТЭ. Поэтому размещение на УМЗ Банка НОУ не окажет абсолютно никакого влияния на состояние окружающей среды Усть-Каменогорска.

– Насколько безопасно хранение гексафторида урана?

– Находящийся в твердой фазе гексафторид урана хранят в герметичных стальных цилиндрах типа 30В. Это специальные сертифицированные контейнеры, которые изготавливаются из высокопрочной стали толщиной 13 мм с соблюдением всех технических требований, предъявляемых к сосудам под давлением. Кроме того, требования к изготовлению, испытаниям и к проведению проверки качества уже готового цилиндра жестко регламентированы международными стандартами. Все это позволяет быть уверенными, что разгерметизация цилиндров с гексафторидом урана и тем более его выход в окружающую среду исключаются. 

– Как стало известно, для размещения Банка НОУ будет построен отдельный склад. В связи с чем было принято такое решение?

– В ходе реализации проекта МАГАТЭ выдвинуло дополнительное требование по хранению на складе НОУ определенного количества транспортно-упаковочных комплектов, необходимых для перевозки гексафторида урана, порожних цилиндров 30В и другого оборудования, необходимого для функционирования Банка НОУ. Для этого требуется дополнительно около 600 квадратных метров складских площадей. Поэтому и было принято решение о проектировании нового отдельно стоящего здания склада, а также достигнута договоренность о совместном финансировании его строительства.

– Что это будет за здание?

– Это будет легкосборный, неотапливаемый ангар площадью около 900 квадратных метров, удовлетворяющий дополнительным требованиям МАГАТЭ

– Можете назвать ориентировочную дату начала эксплуатации Банка НОУ МАГАТЭ?

– Склад должен быть готов к приему низкообогащенного урана в сентябре 2017 года, при этом непосредственно срок начала поставок НОУ в Банк будет определяться МАГАТЭ. В этом году МАГАТЭ должно начать процедуры, в соответствии с правилами закупок Агентства, по организации конкурса на приобретение НОУ для Банка.

 

«Устинка плюс» № 31 от 04.08.2016 г.
Наталья ПАШАГИНА