КАЗАХСТАН В НОВОМ СТАТУСЕ
КАЗАХСТАН В НОВОМ СТАТУСЕ
В Усть-Каменогорске официально открылся банк низкообогащенного урана МАГАТЭ. Казахстан в очередной раз доказал всему миру свою политику ядерного нераспространения. До этого страна закрыла Семипалатинский испытательный полигон, а чуть позже сознательно отказалась и от атомного оружия.
С инициативой открыть на территории нашей страны Международный банк низкообогащенного урана еще в 2009 году выступил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Главное, на чем делал упор Глава государства, - это то, что создание международного банка ядерного топлива в Казахстане позволит другим странам открыто реализовывать свои энергетические программы. Гексафторид урана смогут получать те страны, которые планируют развивать мирные ядерные технологии, но не обладают необходимыми возможностями. Банк как раз для того и создан, чтобы убедить государства не тратить время и деньги на развитие технологий обогащения, которые впоследствии могут быть использованы для военных целей.
После ряда консультаций и громадного объема международной работы в августе 2015 года между Правительством РК и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) было подписано соглашение о создании банка низкообогащенного урана (НОУ) на территории Казахстана на площадке Ульбинского металлургического завода в городе Усть-Каменогорске.
На создание банка и его функционирование в течение как минимум десяти лет были выделены около 150 миллионов долларов: фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» предоставил 50 миллионов долларов, Норвегия -5 миллионов долларов, США - 49 миллионов долларов, ОАЭ – 10 миллионов долларов, ЕС – до 25 миллионов евро, Кувейт – 10 миллионов долларов, а также Казахстан - 400 тысяч долларов и взносы в натуральной форме.
И вот, спустя два года, по плану хранилище построено и готово принять первые партии топлива для АЭС по всему миру.
– Открытый банк - уникальный, поскольку материал, который будет находиться здесь, принадлежит Международному агентству по атомной энергии, - сообщил директор по сбыту АО «УМЗ» Александр Ходанов. - Таких банков больше нигде в мире нет. Материал закупит МАГАТЭ, и Агентство будет распоряжаться им по своему усмотрению.
Здание строили местные специалисты, но с учетом технических регламентов МАГАТЭ.
- Путают два понятия, ядерное топливо и ядерные отходы, - продолжает Александр Ходанов. - Так вот, отработанное топливо, или отходы, никогда не завозилось и, я надеюсь, не будет завозиться в Казахстан. Это запрещено законодательством. Гексафторид урана - это коммерческий продукт, который продается на мировом рынке, его производит большое количество предприятий. Есть упаковка, которая обеспечивает абсолютную безопасность при транспортировке, при аварийных ситуациях, будь то крушение поезда, падение в водоем, что угодно. Радиоактивное содержимое наружу не выбрасывается.
- Наш склад оснащен пожарными и радиологическими приборами учета, - поясняет в свою очередь директор по безопасности производства АО «УМЗ» Сергей Сидоров. - С гексафторидом урана мы работаем очень давно, опыт есть. Ни одного инцидента за 50 лет не произошло. К тому же у нас есть специальная бригада, которая обучена работать с радиоактивным материалом.
- Открытие на территории Казахстана банка низкообогащенного урана МАГАТЭ – это не просто большое, а важное и значимое событие для нашей страны, - считает заместитель генерального директора Национального ядерного центра РК по радиоэкологии Сергей Лукашенко. - Создан новый, уникальный механизм взаимодействия в мировом масштабе. Что касается безопасности, то по своим показателям низкообогащенный уран - это тот же природный уран. По своим ядерно-физическим и химическим показателям они идентичны. А теперь представьте, в Усть-Каменогорске будут храниться 80 тонн топлива, а Казахстан ежегодно добывает около 20 тысяч тонн природного урана. И потом, АО «УМЗ» работает с гексафторидом урана ужа 50 лет. Это такой опыт! Поэтому всяческие опасения просто беспочвенны.
«Рудный Алтай» № 101 от 31.08.2017
/Геннадий МАРКОВ/
Дата обновления: 15.10.2024